Определение | Система профессиональных действий педагога, направленных на помощь учащемуся в преодолении трудностей |
Основная цель | Создание условий для личностного роста и успешной социализации |
Отличие от обучения | Акцент на индивидуальных потребностях, а не на передаче знаний |
- Диагностическая (выявление потребностей и проблем)
- Проектировочная (разработка индивидуальных маршрутов)
- Рефлексивная (анализ и коррекция процесса)
- Координационная (взаимодействие с другими специалистами)
- Индивидуальные консультации
- Групповые тренинги
- Наставничество
- Тьюторское сопровождение
- Социально-педагогическое проектирование
Кейс-технологии | Анализ конкретных ситуаций из опыта учащихся |
Портфолио | Фиксация и оценка индивидуальных достижений |
Модерация | Организация групповой работы для решения проблем |
Коучинг | Раскрытие потенциала через специальные вопросы |
- Эмпатия и толерантность
- Гибкость мышления
- Навыки активного слушания
- Способность к рефлексии
- Культурная сензитивность
- Знание возрастной психологии
- Владение методиками диагностики
- Понимание принципов тьюторства
- Навыки конфликт-менеджмента
- Знание нормативно-правовой базы
1. Диагностический | Выявление потребностей и проблем |
2. Поисковый | Совместное определение путей решения |
3. Договорный | Формулирование целей и плана действий |
4. Реализационный | Осуществление запланированных мероприятий |
5. Рефлексивный | Анализ результатов и корректировка |
- ФЗ "Об образовании в РФ" (ст. 48 о педагогической деятельности)
- Профессиональный стандарт педагога
- Концепция развития психологической службы в образовании
- Локальные акты образовательных организаций
Педагогическая поддержка особенно важна в работе с детьми с ОВЗ, одаренными учащимися и подростками в трудной жизненной ситуации, где требуется особый индивидуальный подход.